Как отличалось средневековое понимание времени от современного:
«Что есть время?» — спрашивал себя Августин Блаженный и признавался: «Пока никто меня об этом не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь, но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик». Что же говорить о простом средневековом крестьянине или ремесленнике, который вообще не мыслил абстракциями и для которого время было неразрывно связано с оппозициями дня и ночи, лета и зимы? Циклическое время, доставшееся Средним векам от античности, существовало в неразрывной связи с «временем церкви», а после появления на городских ратушах часов постепенно начало сменяться «временем купцов» (термин Жака Ле Гоффа). Праздники религиозного календаря воспринимались как прорыв в вечность, в мир, где нет времени и где не действуют временные и причинно-следственные связи (характерная для средневековья скульптура — святая Анна, держащая на руках двух детей, Христа и деву Марию), поэтому в праздники зазорным считалось выполнение домашней работы, уборки и так далее. В XX веке Михаил Бахтин ввел в литературоведение термин «хронотоп» («времяпространство»), чтобы подчеркнуть неразрывность этих двух категорий. Цикличное представление о времени крестьян во многом было обусловлено пространством, в котором они обитали и работали, на становление восприятия времени купцами безусловно повлияло развитие городов, приходящееся на XIII веке. Средневековый человек мерил расстояние временем, за которое он его пройдет.
Насколько подробно и достоверно мы знаем Средневековье, особенно его раннюю часть:
На самом деле, о Средневековье мы знаем пусть и не всё, но очень многое. Во-первых, в нашем распоряжении широкий круг неписьменных источников (археологических, изобразительных, природно-географических), которые позволяют достаточно хорошо представить материальную жизнь людей Средневековья (пищу, одежду, жилище). Во-вторых, данные средневековых письменных источников самого разного типа, а их сохранились десятки тысяч, позволяют не только существенно дополнить наши знания о перечисленных выше сферах, но и достаточно детально представить себе организацию общества и власти, особенности религиозной и культурной жизни и так далее. Речь идет о памятниках законодательства, документах, исторических сочинениях, мемуарах и других текстах вплоть до надписей на стенах домов или на самых разных предметах: оружии, церковной утвари, посуде. Однако следует понимать, что абсолютно всего мы не знаем и никогда не будем знать ни о каком историческом периоде, включая современность. Кроме того, каждая новая эпоха в истории человечества ставит и новые вопросы к прошлому, заставляет в той или иной степени пересмотреть ранее утвердившиеся оценки. И Средневековье здесь не является исключением.