they stay down deep
Психоанализ Сериала


 photo 0aUZVMNvi_4_zps1lfxdors.jpg  photo oF9yEekIBGk_zpszhaam8s3.jpg


Часть 1. Ид


Ид - это бессознательная психическая структура, которая отвечает за основные, инстинктивные влечения человека. Ид является источником наших телесных потребностей, страстей и желаний, сексуальных и агрессивных импульсов. оно содержит в себе либидо, половое влечение, жажду жизни, которое может проявляться во множестве форм, самая распространенная из которых - творчество. Ид действует в соответствии с "принципом удовольствия", оно руководствуется эгоистическими мотивами. это единственная из трех психических структур, предложенных Фрейдом, с которой мы рождаемся. по словам самого Фрейда, ‘Ид не знает ценностных суждений: нет добра и зла, нет морали’. Ид основывается лишь на двух инстинктах - Эросе и Танатосе, жизни (творчестве) и смерти (разрушении). Архетипы Ид - Вакх и Дьявол.

на сцену выходит Ганнибал.

он остроумный, пафосный и любит играть в игры, подобно Вакху, но мстителен и горд, как дьявол.

Ганнибал знает, как устроить вечеринку, он умеет хорошо одеться, он мастер тонкой манипуляции. он использует все возможности, которые предоставляет ему жизнь - он знает, как получить то, чего он хочет. Он наслаждается своей пищей, вином, психологическими шахматными партиями с Уиллом. Ганнибал умеет баловать свои чувства, свои желания и фантазии.
Он восхищается красотой и хочет ее создавать. как уже было сказано ранее, творчество (либидо) проживает в Ид. Ганнибал живет в красивом доме, его офис выглядит как сцена театра, и, конечно же, каждое его преступление это представление, перфоманс. в качестве Чесапикского Потрошителя он всегда оставляет ужасающую, но гармоничную, и, более того, прекрасную сцену на месте преступления. будучи подражателем Хоббса, он возводит его убийства до Искусства. Его восхищение Красотой - лейтмотив, красной нитью проходящий сквозь весь сериал. наиболее показательными являются сцены в опере и кулинарные эпизоды. сцена в опере многое говорит о Ганнибале. красота оказывает на него такое сильное воздействие, что он почти становится человеком. многочисленные сцены готовки показывают, как либидо Ганнибала раскрывается через творчество.


Ганнибал, преклоняющийся перед Красотой, - лейтмотив, красной нитью проходящий сквозь весь сериал. наиболее показательными являются сцена в опере и кулинарные эпизоды. сцена в опере многое говорит о Ганнибале. искусство оказывает на него такое сильное воздействие, что он почти становится человеком. многочисленные сцены готовки показывают, как либидо Ганнибала раскрывается через творчество.

Ид - старейшая из частей человеческой личности. психика детей полностью состоит из Ид, пока под родительским влиянием не формируется Супер-Эго, психическая структура, задающая наши личные моральные стандарты, которые авторитетные фигуры устанавливают методом «кнута и пряника». Это то, чего не хватает Ганнибалу. Он может иметь тысячу мотивов для каждого своего действия, но, по его собственному признанию в Relevés, основным является любопытство. Он похож на 3-летнего ученого, экспериментирующий со всем, что подвернется под руку, и подобно мальчики в своих ранних стадиях развития, он не заботится о том, может ли кто-то пострадать.

Ганнибал добавляет элемент хаоса в каждую ситуацию; он увеличивает энтропию в любой системе. Хаос создает возможности, которые Ганнибал использует позже для достижения своих целей. Лучший пример вмешательства в ход действий на уровне эпизода - убийство Тобиаса в Fromage, которое он затем использует, чтобы влиять на отношения отношения с Уиллом и Беделией. И его звонок Хоббсу - поворотный момент для всего сериала, отсчетная точка для всех последующих событий. Предаваясь двух самых жестким табу современного общества - убийству и каннибализму, Ганнибал таким образом сражается со своим Супер-Эго. поскольку все три психические структуры играют важную роль в развитии личности, "разрушение" Сверх-Я Ганнибала останавливает его психическое развитие. личность Ганнибала - как Уилла - несформированна. с фрейдистской точки зрения Ганнибал - чистое Ид.

Часть 2. Супер-Эго


Если Ганнибал олицетворяет собой Ид, то Уилл - воплощение Супер-Эго. Супер-Эго это "совесть" психики, ее этическая составляющая, задающая моральные стандарты, которыми оперирует Эго (Я). культурологический моральный контекст и система поощрений и наказаний со стороны родителей (авторитетов) формируют Супер-Эго в ранние годы жизни человека, а его критические оценки и запреты формируют в свою очередь совесть личности.
Неповиновение Супер-Эго чревато проявлениями стыда, вины, угрызений совести и приводит к жажде искупления.
Супер-Эго Уилла так сильно, что оно препятствует контактам с людьми и развитию отношений с его окружением. его интроверсия мешает ему заводить отношения. доктор Гидеон замечает в Rôti, что люди, живущие в собственных головах, не могут иметь отношений. но Алана первая высказывает идею того, что одиночество проистекает из самоанализа. она говорит, что не может встречаться с кем-либо, потому что слишком много думает.

Замкнутость Уилла проявляется с самого начала в Apéritif в его неспособности поддерживать зрительный контакт, особенно с авторитетными личностями, как Джек. когда Джек просит его о помощи в деле Миннесотского Сорокапута, Уилл отвечает: "Тогда мне придется общаться с людьми." первый человек в сериале, которому Уилл добровольно смотрит в глаза это отец мертвой девушки. это дает основания считать, что сильнее его социофобии лишь его эмпатия, перетекающая в симпатию и сострадание. Нежелание Уилла смотреть в глаза людям объясняет Ганнибал в их первую встречу в Apéritif.

Ганнибал: "Вы не любитель зрительного контакта, не так ли?"
Уилл: "Глаза отвлекают. Видишь слишком много, не видишь достаточно. Сложно сосредоточиться, когда думаешь: "Его белки и вправду белые" или "Это, должно быть, гепатит" или "Лопнувшая вена?" Так что я стараюсь избегать зрительного контакта, если предоставляется возможность.
Ганнибал: "Я думаю, то, что вы видите и узнаете, касается всего в вашем разуме. <...> В вашем разуме нет места, где вы могли бы спрятать то, что любите."


Там, где Ид порождает самовлюбленность, апатичность, агрессивность, социопатию и т.д., Супер-Эго взращивает альтруизм, эмпатию, неврозы и тревожные расстройства. мы можем наблюдать мощь Супер-Эго Уилла в нескольких ее проявлениях:
1. паранойя по поводу того, что люди могут сказать о нем. "Любой труд, анализирующий личность Уилла Грэма может быть опубликован лишь после его смерти," - отмечает Алана в "Apéritif".
2. чувство стыда за эмоциональную нестабильность.
3. неспособность признать за собой даже крупные победы и достижения. "Они аплодировали. Это было неуместно."
4. страх, что другие узнают, насколько он запутался, насколько испачкался.

признание, что ему понравилось убивать Хоббса, сопровождается тоннами стыда и вины. он настолько невротичен, что не позволяет себе даже толику радости и гордости за спасение жизни Абигэйл.
Алана: "Абигэйл Хоббс это доказательство твоего успеха."
Уилл: "Она не выглядит успехом."


У Уилла нет замысла. его личность неполная - так же, как и личность Ганнибала. ему недостает Ид. в сущности, его Ид проявляется лишь сквозь эмпатию в сценах перевоплощения, когда он становится всеми этими психопатами и серийными убийцами. по мере того, как сцены убийств становятся все более ужасающими, а эксперименты Ганнибала над физическим состоянием Уилла начинают приносить свои плоды, его подавленное Ид начинает проявляться и в реальности. Личности Уилла и Ганнибала изломанны. каждому из них не хватает важной психологической структуры, и они пытаются компенсировать ее недостаток преумножая свою зависимость от противоположный структуры.
Возможно, Ганнибал видит психику Уилла как дополняющую к его собственной. Если так, боится ли он Супер-Эго Уилла, которое напоминает ем о собственном недостатке "человечности"? может быть, подобно тому как он разрушает свое собственное Сверх-Я, чтобы собрать из его обломков некую извращенную мораль, удовлетворяющую его Ид, он хочет разрушить Уилла, как олицетворение Супер-Эго, чтобы создать из остатков нужную ему личность.

Все укладывается в великолепную психологическую линию: персонаж, воплощающий Сверх-Я, так сильно подвержен влиянию окружающих, что начинает терять себя, свою идентичность.
Алана была права, сказав, что страх - расплата за воображение Уилла. его главный страх - не знать, кто он, растворить свою личность в личностях других, которые проникают в него так глубоко.

вначале его отрицание:
"Я знаю, кто я, доктор Лектер"
становится сомнением:
"Я изменился?"
и, наконец, осознанием:
"Я не чувствую себя собой. Я чувствую себя кем-то еще."

позже он признается Джеку:
"Я как в аду. Я чувствую себя бестелесным. Как будто я разлит. Надеюсь, это не заразно."
страх Уилла обнаружить, что его безумие заразно, это одно из самых ярких и мощных проявлений силы Супер-Эго, которое я когда-либо видела. И, несомненно, самое душераздирающее.

боязнь позволить своей личности "растечься", "пролиться" проявляется в его снах и галлюцинациях в серии Rôti. ему кажется, что водой растекаются цифры на электронном будильнике, что волна накрывает с головой его и место преступления, что сам он расплескивается в постели.

в конечном итоге, ничего не остается от Уилла.

только вода.


@темы: #Hannibal