they stay down deep
HOT DARKNESS OF HANNIBAL LECTER'S MIND, pt. 1
определяющий атрибут первой части третьего сезона можно сформулировать следующим образом: события, происходящие на физическом уровне, отражаются на метафизическом. это свойство 1/2s3 - ключ ко всем происходящим событиям и развитию отношений Уилла и Ганнибала. действие происходит в нескольких локациях одновременно: Флоренция, Палермо, Аукштайтия, США. но все эти места лишь отражения пространства гораздо более значимого, не подчиняющегося законам времени. это место - просторы разума Ганнибала Лектера.
реальные действия всех значимых для Ганнибала людей имеют свое отражение в его чертогах разума. Беделия представляет себя тонущей в медной ванне и спрашивает Ганнибала, какова на вкус была его сестра, прежде чем уйти под пузырящуюся воду, подобно тому как Миша тонула в кипящем супе. Пацци возникает из прошлого Ганнибала в капелле, которая, как нам известно, является входом в его дворец памяти. Джек следует за Уиллом в эту же капеллу, чтобы уберечь его не только физически, но и психологически, чтобы спасти его от самого Ганнибала и от отравляющего прикосновения его разума. когда персонаж пересекает одно из значимых мест дворца памяти Ганнибала, он автоматически вторгается в разум Ганнибала Лектера.
в третьем сезоне концепция времени размыта так же, как и концепция пространства. повествование Antipasto изрезано флэшбэками. Primavera возвращается к проблеме разбитой чашки: как Уилл цепляется за ускользающий образ Эбигейл, так и Ганнибал воссоздает Мишу в глубинах своего разума. Secondo кажется линейным, но пока Уилл движется вперед в своем собственном времени, он отступает назад в прошлое Ганнибала, наблюдая за останками событий, оставленных Ганнибалом в местах, где он не появлялся на протяжении многих лет. Aperitivo прогоняет раз за разом один промежуток времени с точки зрения разных персонажей.
Ганнибал говорит что Уилл намерен искать его в единственном месте, куда он не может прийти - дома, и в следующей же сцене Уилл реконструирует прошлое Ганнибала как место преступления: отступает назад, погружаясь в чужое сознание, и начинает повторение залитого кровью пути, пройденного Ганнибалом. цитируя раннее эссе: "время обернулось вспять, разбитая чашка собралась из осколков. эмпатия Уилла, его способность воспроизвести убийство, основывается на способности его мощного воображения преодолеть энтропию и окончательность смерти. будь то грибы, врастающие в трупы, из которых они проросли, рана, затягивающаяся на шее виолончелиста или листы стекла, сдвигающиеся и исчезающие, чтобы собрать Беверли Кац воедино - дар Уилла поворачивает время вспять, позволяя жертвам рассказать истории их убийц".
итак, Уилл проходит сквозь историю Ганнибала пользуясь своей властью над основополагающим законом вселенной - властью обернуть время вспять.
HOT DARKNESS OF HANNIBAL LECTER'S MIND, pt. 2
Уилл приезжает в Капеллу в Палермо, пробирается сквозь заросли поместья Лектеров - и в то же время путешествует метафизически по сокровенным уголкам разума Ганнибала. в поместье его сначала преследует, а затем направляет Вендиго. не Рейвенстэг, символ отношений Уилла и Ганнибала, становится спутником Уилла на этот раз, но Вендиго, который отсылает к Ганнибалу непосредственно, особенно к худшим его сторонам. эти худшие стороны Ганнибала приводят Уилла к сердцу поместья: фонтану с улитками и светлячками, окружившими статую молодой женщины, которая символизирует Мишу.
Миша в поместье, так же как и в жизни Ганнибала, повсюду и нигде: ее влияние на Чио, удерживавшее ту в поместье, ее имя, выгравированное над могилой, ее лицо на каждой статуи, ее тень на каждом светлячке, который проживает свою короткую жизнь в вспышке блеска, прежде чем умереть, ее маленький отпечаток поверх камней - кадр, подчеркнутый несколькими аккордами "Bloodfest" (тема Mizumono). но Уилл встречает в поместье не Мишу, а Чио.
Уилл проникает в прошлое Ганнибала в поиске не только фактов, но и объяснений. он инстинктивно понимает, что Миша не "объясняет" Ганнибала. появление Чио помогает Уиллу понять, какая роль была отведена Эбигейл в "восстановлении чашки" - та часть замысла Ганнибала, которая ускользнула от Уилла во втором сезоне, что привело к поистине роковым последствиям. постоянные попытки Ганнибала собрать чашку воедино, чтобы повернуть время вспять, это попытки заставить внешний, линейный мир слиться с его собственным размытым, эллиптическим умом, где время и пространство разнозначны, где нет четкого различия между прошлым и будущим и маленькая Миша всегда живет и умирает. в каждой маленькой девочке, которая появляется в жизни Ганнибала, он селит призрак своей умершей сестры.
во время беседы, которую Уилл и Ганнибал ведут напротив "Весны" Ботичелли, Уилл говорит: "Я хотел понять тебя, прежде чем снова увижу тебя, чтобы смотреть на тебя непредвзято". увидев тень Миши, которую Ганнибал набросил на Чио, Уилл достиг этой непредвзятости. он не принял решение, что он намерен сделать, когда встретит Ганнибала, но цель его путешествия в прошлое Ганнибала достигнута.
HOT DARKNESS OF HANNIBAL LECTER'S MIND, pt.3
морально неоднозначным является решение Уилла освободить заключенного Чио и, таким образом, ее саму, поскольку Уиллом преследует цели как благородные, так и низменные. в отличие от Ганнибала, ему не доставляет удовольствия видеть запертого в клетке человека, с которым обращаются как с животным, и в виновности которого он - как и Чио - уверен быть не может. он знает не понаслышке, каково это. о так же не желает видеть Чио одной из запертой птичек Ганнибала. но его способ разрешения ситуации решительно ганнибальский: он ставит человека в положение гамбита Ксанатоса. если человек заслуживает жить, он не будет пытаться отомстить Чио, но если он пытается отомстить, то он виновен и заслуживает смерти. Мрачная альтернатива этого сценария оборачивается смертью Чио, но она, по крайней мере, умрет свободной, и руки ее останутся чисты.
принятие Уиллом этого потенциального исхода и средства, с помощью которых он разрешает ситуацию, идентичны действиям Ганнибала, который звонит Хоббсу и предупреждает его о ФБР. это заключительный этап превращения Уилла. Ганнибал оказался прав, они похожи: они оба наслаждаются убийством, способны на обман и манипуляцию, и используют свои любопытство и эмпатию, чтобы "вдохновлять" других.
с точки зрения Ганнибала, в первом сезоне Уилл находился в стадии личинки, во время заключения в Балтиморской государственной больнице - в стадии куколки. после он "пробует крылья" под руководством Ганнибала: сначала в убийстве, затем в манипуляции и обмане, и, наконец, в поощрение других. Чио все это время находилась в стадии куколки, и Уилл помогает ей двинуться вперед.
"Ты знаешь, что такое имаго, Уилл?"
"Это летающее насекомое."
"Это последний этап трансформации."
"Когда вы становитесь тем, кто вы есть?"
"Это также термин из мертвой религии психоанализа. Имаго - это образ любимого, похороненный в бессознательном, который мы носим в себе на протяжении всей нашей жизни".
"Идеал".
"Концепция идеала. У меня есть концепция тебя, так же как у тебя есть концепция меня ".
"Никто не идеален."
Уилл достиг идеальной стадии себя, поэтому он создает изображение имаго в подземельях поместья Лекторов, в самом сердце прошлого Ганнибала. когда Уилл воображает разговор с Ганнибалом, Ганнибал говорит, что первые комнаты дворца разума, находящиеся в центре его дворца памяти, это "статичные, фрагментарные сцены, похожие на мозаику из осколков стекла". и именно этот образ Уилл воссоздает, когда помещает человека-светляка в глубины поместья Лектеров.
Ганнибал скорее всего никогда не увидит человека-светлячка. это существо символизирует не только окончательное преобразование Уилла в имаго Ганнибала, но принятие Уилом этой трансформации. в каком-то смысле, это остановка для самого Уилла, а не для Ганнибала.
но Ганнибал не нужно видеть это существо, потому что уже знает о его существовании. это его имаго Уилла, его образ возлюбленного, похороненный в глубинах его бессознательного. его собственная концепция идеала: краткая, но яркая жизнь светлячка, ставшего совершенным в результате изменения, трансформации. оно никогда не покинет сокровенную глубину отверстия в полу бессознательного Ганнибала, темную камеру, наполненную беззвучными криками, - то самое место, где Уилл оставил его.
метафизически, Уилл отправился в центр бытия Ганнибала и оставляет свой след. с одной стороны, он совершил эту поездку, потому что Ганнибал повлиял на его, но с другой стороны, в смешанном прошлом\будущем Ганнибала, это путешествие произошло еще очень давно, и имаго Уилла был похоронено в подсознании Ганнибала всю его жизнь.
реальность наконец нагнала разума Ганнибала.
HOT DARKNESS OF HANNIBAL LECTER'S MIND, pt.4
в “Dolce” значение физического и метафизического движения во времени и пространстве начинает обретать форму.
погружаясь в прошлое Ганнибала, Уилл понимает, что тот не видит никакой разницы между прошлым и будущим. Миша стала Чио, Эбигейл, и даже Беделией и Мириам Ласс, быть может, кем-то еще. все его красивые птички сидят в своих клетках или разбиваются насмерть о прутья.
“Где разница между прошлым и будущим?"
“Для меня? До и после тебя. Для тебя? Всё размыто. Миша, Эбигейл, Чио.”
благодаря поискам прошлого Ганнибала, мест и людей, которые сформировали его, Уилл прорастает вглубь его разума. чем дольше он изучает Ганнибала, тем сильнее соединяются их умы, тем больше смежных комнат они разделяют в своих дворцах памяти. хотя Уилл присутствует только в условном настоящем Ганнибала, размытость времени последнего позволяет Уиллу вторгаться в любые периоды его прошлого, настоящего и будущего.
Уилл продолжает рассуждать об этой близости, давая понять, что она растягивается - или может растянуться, или растягивалась в прошлом, - чтобы вобрать Уилла так же, как и Ганнибала.
“Ты и я начинаем размываться.”
“Разве не так ты нашёл меня?”
“Каждое преступление, совершенное тобой, заставляет меня чувствовать вину. Не только убийство Эбигейл – каждое убийство, совершенное в прошлом или в будущем.”
в этот раз Уилл пришёл к Ганнибалу сам, и они связаны сильнее, они ближе друг другу, чем когда-либо до этого. подобно тому как Ганнибал разрушил все барьеры, защищавшие Уилла, в первом сезоне, теперь рушатся стены, окружающие Ганнибала. независимо от того, что происходит в другом месте или в другом времени, Уилл всегда будет приходить к нему в этом моменте.
в то же время, каждый из них намеревается убить другого. Ганнибал без сожаления убил бы и съел Уилла, потому что он будет с Уиллом в любом случае. Уилл будет жить и умирать в его разуме, всегда.
но разум Уилла работает иначе.
HOT DARKNESS OF HANNIBAL LECTER'S MIND, pt.5
в то время, как описание Уиллом этого различия между прошлым и будущим не в совсем линейно, оно четко очерчено. Ганнибал - настоящее Уилла, но жизнь была до Ганнибала и будет после него. хотя в то время ему кажется, что "после Ганнибала" наступит только после того, как он убьёт его (не после того, как Ганнибал убежит или сядет в тюрьму). Уилла уже готов к тому, что Ганнибал может больше не быть в его жизни.
так как Уилл тщательно засеял собой разум Ганнибала, Ганнибал теперь может отделить себя от Уилла физически, но не метафизически, - Уилл, однако, может это сделать и то, и другое. это - “волшебное окно”, что открывается для него, позволяет ему уйти от Ганнибала в конце "Digestivo", но не позволяет Ганнибалу уйти от него.
для Ганнибала возвращение в поместье Вергеров было одним из самых драгоценных путешествий в прошлое. он и Уилл объединились против общего врага. он спас Уилла, но и Уилл тоже спас его, намекнув Алане, чтоб она была готова пролить кровь, освобождая Ганнибала, взамен действий другого рода. Ганнибал мог издеваться, манипулировать, превратить Мэйсона в одну из его свиней, совершить массовое убийство, заставить других совершить убийство и - сверх того - разделить всё это с Уиллом. это было максимально близкое возвращение к самому счастливому времени его жизни: к периоду, когда он и Уилл преследовали Мэйсона вместе (этап Патрокла и Ахилла). в конце этого путешествия он наконец даровал своё прощение (слава богу), и был готов поговорить о вновь воссоединёных чашках, или, если бы он мог, то согласился бы и на возвращение к охоте, которая когда-то уже давала им возможность погружения в тесную связь и связывала их умы, несмотря на физическое разделение.
“Поговорим о чашках, времени и правилах хаоса? ”
“Чашка разбилась. И никогда не соберется вновь. ”
“Даже в твоём разуме? Твой Дворец Памяти расширяется. Он полон новых вещей. Он даже разделяет комнаты с моим Дворцом. Я нашёл тебя там, победителем. ”
”Когда дело касается тебя и меня, не может быть никакой решающей победы. ”
“Мы - игра с нулевой суммой?”
“Я скучаю по своим собакам. Я не собираюсь скучать по тебе. Я не собираюсь искать тебя. Я не хочу знать, где ты или что ты делаешь. Я не хочу о тебе больше думать”.
для Уилла опыт в поместье Вергеров привел к боли, страху, разочарованию, гневу, горю. один обозреватель пошутил, что Уилл по сути был Хитрым Койотом из мультфильмов Looney Tunes в эпизодах 3.05 - 3.07: был выброшен из поезда, подстрелен, накачан наркотиками, едва не пережил вскрытие черепа, перелетел через океан с мешком на голове, висел вниз головой, был временно парализован, и чуть было не лишился лица. Ганнибал и сам не слишком здорово провёл время, но он сделал кое-что получшее, и, более того, он наслаждался. Уилл укусил Корделла в приступе гнева и разочарования, вовсе не потому, что это было весело. Уилл пережил события в поместье Вергеров, и освободил Ганибала, потому, что он мог терпеть беззакония Ганнибала больше, чем Мейсона. но он не восхищался злодеянием, как Ганнибал.
Ганнибал хочет убедить себя, что если Уилл способен получать удовольствие от "нападения на овец", он хочет этого. но это, пожалуй, то самое большое заблуждение Ганнибала относительно Уилла. названный Беделией "овчаркой", Уилл в действительности хочет нападать на волков, а не на овец. это его желание не то чтобы ни было инстинктом или наслаждением, но и наслаждения чистым злом здесь нет. нет чудовищного аппетита Ганнибала.
так, к тому времени, когда Ганнибал понимает, что он готов и хочет вернуться к тому, какими они были раньше, при помощи способности размывать прошлое и будущее, Уилл обнаруживает, что готов и хочет уйти насовсем, наконец сделать шаг вперед от прошлого (до Ганнибала), сквозь настоящее (с Ганнибалом), в будущее (после Ганнибала).
разрыв, который озвучивает Уилл: не искать, не смотреть, не знать, не скучать, даже не думать о Ганнибале в тех местах, что они теперь разделяют, - это разрыв окончательный. и, с точки зрения Ганнибала, это более болезненный исход, чем убийство и поедание Уилла. так глубоко вросший в разум Ганнибала, Уилл самим своим отсутствием нанес бы серьезный урон дворцу памяти Ганнибала. для Ганнибала, для которого нет разницы между будущим и прошлым, до тех пор, пока он знает, что Уилл не собирается думать о нем, смежные территории их чертогов разума превратятся в города призраки. реальность - осознание, что Уилл покинул его, - вторгнется и опустошит их прошлое и будущее. Ганнибал будет переживать потерю так, как никогда прежде, так как для него все, что населяло эти комнаты, будет мертво. Уилл станет ложью, которую он себе придумал сам, и эта ложь будет в каждой комнате, в каждой тени, а сам он, к своему раздражению, будет знать правду.
их попросту не будет.
этот разрыв Ганнибал не сможет пережить.